Группа «Говоруны»

Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребенок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка значительно увеличивается.

При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:

  • Ребенок неактивен в речевом общении;
  • Он не может связно рассказать о происходящих событиях;
  • Наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире.

Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словооизменение и словообразование.

Наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко…(низко); потерял…(нашел).

Закончи фразу. Взрослый называет ребенку словосочетание, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон…(кислый); река широкая, а ручей…(узкий).

Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, шалить – баловаться.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например: пища – еда…(корм, продукты); жилище – дом…(квартира, здание).

Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»; «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.

Отгадай. Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит – кто? Льется, журчит – что?

Кто больше? Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия. Например: бежит: кто?..(человек, зверь); что?..(река, ручей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т.д.

Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.

Составила: Купцова Л.М., учитель-логопед высшей категории.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 27 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.