Группа «Говоруны»

Дети подрастают, скоро в школу. Готовы ли они к обучению? На этот вопрос поможет ответить логопед.

Специалисты этого профиля помогают детям преодолевать такие проблемы, как дисграфия и дислексия.

Дисграфия – это неспособность ребенка овладеть грамотным письмом.

Дислексия – неспособность овладеть навыками чтения.

Одной из причин появления подобных трудностей при школьном обучении может стать недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух – наша способность различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые слова. Их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребенок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.

Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. К этому возрасту ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков, в том числе трудных – Ш, Ж, Р. Если этого не происходит, обращайтесь к логопеду. В занятия логопед включает различные упражнения на дифференциацию (разделение, различение) звуков речи. И ситуация выправляется.

Но и родителям, желающим успешно подготовить своего ребенка к школе, неплохо бы познакомиться с ними и время от времени давать будущему ученику такие игровые задания.

Малышам обычно предлагается узнавать звуки, издаваемые музыкальными игрушками, различными предметами (стук деревянный и металлический, шуршание бумаги, поскрипывание, позвякивание стекла, погромыхивание гороха в банке и др.). Более старшим детям предлагается узнать заданный звук в слове или в потоке других звуков и, услышав его, хлопнуть в ладоши.

Но для начала надо определить уровень развития фонематического слуха у вашего ребенка. Сделать это можно, предложив ему следующие игры.

Внимание! Во время игры ребенок не должен видеть вашей артикуляции, т.е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Прикройте нижнюю часть своего лица листом бумаги.

Магнитофон. Предложите внимательно прослушать и четко повторить за вами ряд слогов:

Та-да-та, дя-да-тя, ба-па-ба, пы-бы-пы, са-ца-ца, ца-са-тя, ча-тя-ша, ща-ча-ца.

Знайка. Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте четко, медленно, но тихо. Предложите сравнить слова КОТ и КИТ, ДОМ-ТОМ, БАБКА-ПАПКА.

Спросите: какими звуками они отличаются?

Внимательные ушки. Предложите прослушать пары слов и повторить лишь те из них, в которых есть звук Ц (ТЬ, Щ, Ч).

Цветок – светлый, темнота – чернота, цифра – сиплый, щетка – шепот, цыпленок – теленок, цапля – сабля, чашка – тяжкий.

Если ребенок воспроизвел все слоги правильно, сумел вычленить звуки из заданных слов, услышал и назвал, какими фонемами различаются слова во второй игре, то у него в полном объеме сформировалось фонематическое восприятие.

Если же ребенок даже при повторе не справляется с заданиями, это значит, что вам необходимы специальные занятия и упражнения на развитие фонематического слуха.

Обратитесь за консультацией к логопеду. Он подскажет, как и в какой последовательности строить работу, подберет соответствующий материал. Мы же, кроме выше описанных игр, предлагаем еще два игровых задания.

Послушай, сосчитай, укажи. Медленно, тихим голосом называйте слова, состоящие из трех-четырех звуков. Ребенок должен сосчитать и указать их количество, затем поочередно назвать каждый звук. В дальнейшем подбирайте все более сложные слова.

Найди и назови. Ребенок должен найти и назвать слова (мебель, игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты), в которых есть заданный вами звук – гласный или согласный.

Советы для взрослых

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно использовать в этих играх различные предметные картинки, а в качестве поощрения давать небольшие призы.

                    Составила: Купцова Л.М. – учитель-логопед высшей категории.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 338 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.